Мало кто из гемблинг-экспертов мог предположить в конце 2019 года пандемию коронавируса, которая переворошит все сферы игорной индустрии до самых глубоких корней. Весной, в год желтой крысы по китайскому календарю, казалось, у большинства наземных казино нет будущего в новой реальности. Были введены жесткие ограничения, и бизнес очутился на краю пропасти. Многие пророчили катастрофу. Однако будущее у сферы гемблинга было, есть и будет. И, как ни странно, пандемия только усилила тренд, который начался более пяти лет назад, окреп в 2019 году и продолжает усиливаться в пост-пандеймийном мире. Мы говорим об онлайн-гемблинге.
Чтобы понять, как усиливался тренд и росла доходность онлайн-гемблинга, нужно откатиться на год назад. Именно 2019-й втолкнул весь игровой мир в виртуальное пространство, а те операторы, которые вложились в развитие гемблинга в сети – не прогадали от слова «совсем». Итак, начинаем погружение…
Виртуальный гемблинг в 2019-м
Сначала изучим общую тенденцию роста доходности онлайн-казино с 2014 по 2024 гг. Ведущее аналитическое агентство bV1sion выложило данные о развитии игорной сферы в сети за 10-летний период. Для нас интерес представляют три графика: информация по GGR рынку, разделение рынка по регионам, а также рейтинг операторов-лидеров по доходности.
GGR – это параметр, которым вычисляют доходность отрасли. Рассчитывают по формуле: GGR = А-B, где первое значение – сумма всех ставок, а второе – сумма полученных выигрышей.
Этим показателем определяется динамика роста/падения гемблинг отрасли, выявляются лидеры среди операторов и разработчиков онлайн-казино.
В 2019 году GGR виртуальных казино и слотов составлял $5,3 млрд долларов, к концу 2020-го по прогнозам он составит $5,7 млрд, а к 2024-му подрастет до $7,2 млрд.
Региональное разделение показывает страны, которые лидируют по доходности онлайн-гемблинга. По выкладкам bV1sion 2/3 рынка приходится на Северную Америку (71%), а чуть менее 1/3 на регион Океании – Новая Зеландия, Новая Гвинея, Фиджи, Австралия, Полинезия и другие страны (17%). Европа и Азия отстают значительно в 2019 году. GGR на двоих не более 5%.
Однако рост доходности онлайн-казино и в целом гемблинга в сети в 2019 году несколько удивляет. Африка лидирует с 14%, Азия немного уступает с 9%. Европа и Океания подросли всего на 2%.
Лидером GGR среди операторов онлайн-казино в 2019 году была Playtika с доходностью $1,463 млрд. Этот показатель вдвое превышает результаты ближайшего конкурента Aristocrat, который вышел на доходность в $650 млн. ТОП 5 ведущих операторов:
На фоне безоговорочного лидерства Playtika в 2019 году самый бурный рост показала Scientific Games, выбив 15%.
Гемблинг-индустрия в 2020 году
Аналитические прогнозы развития онлайн-гемблинга на конец 2020-го и вплоть до 2024 года предоставляет IGaming Dashboard. Несмотря на пандемийный и сумбурный 2020-й спада в доходности нет.
Аналитики IGaming Dashboard выложили и географическую разбивку уровня доходности для регионов мира. Видим, что больше всего зарабатывают с онлайн-казино в Европе и Азии, несмотря на не самый высокий GGR по отрасли.
Как изменится онлайн-гемблинг в конце 2020 и в начале 2021 годов? Эксперты утверждают, что крен в сторону виртуального бизнеса будет только увеличиваться. Средняя доходность, по мнению аналитиков, уже к концу этого года составит $50 млрд долларов. При этом эксперты предлагают следующую разбивку по регионам.
Видим, что Европа переживает бум онлайн-гемблинга. Зачастую такой рост связан с «мягкими» зонами, где для операторов действует облегченный налоговый режим – это Гибралтар, Мальта, остров Мэн и другие регионы. Кроме того, в ЕС развиваются виртуальные технологии – VR казино, VR слоты, VR-гемблинг, киберспорт. Операторы хотят соответствовать новому поколению игроков, которые не ходят в обычные казино и клубы, а предпочитают играть со своих гаджетов или с домашних ПК.
Резюме
Развитие игорного онлайн-рынка и пост-пандемийные ограничения деятельности наземных казино ведут к тому, что оффлайновые заведения в скором будущем потеряют привлекательность для игроков. Эксперты утверждают, что операторы, которые не озаботились созданием онлайн-версии своих продуктов просто останутся у «разбитого корыта». Гемблинг стремительно уходит в виртуальное пространство.