Сейчас официальный киберспорт в России и мире является одной из самых быстроразвивающихся спортивных сфер. В нашей стране этому способствует наличие в РФ сильных команд и игроков, стремление бизнеса вкладывать средства и признание на политическом уровне. Больше о том, какими путями развивается виртуальный спорт и что его ждет в будущем, рассказал на вебинаре от Login Casino Артем Савельев, менеджер киберспортивного направления букмекерской компании BetBoom.
Спикер отметил три больших сдвига, которые повлияли на образование того киберспорта, который мы наблюдаем сегодня:
- большой технологический скачок в середине 90-х – в начале нулевых: появление компьютеров у большой части населения, домашний компьютер становится нормой;
- массовое появление Интернета и мультиплееризация игр;
- появление активно развивающихся социальных платформ для стриминга видео и коллективного просмотра, потребления контента: YouTube, Twitch.
После того как появились люди, готовые зарабатывать профессиональной игрой, и люди, готовые это смотреть, пришли инвесторы, которые были готовы вкладывать в киберспорт деньги.
Читайте также: Обзор BetBoom
В большой (кибер)спорт!
Сейчас по финансированию игровая индустрия находится существенно впереди музыки, кино. И причиной этого эксперт называет наличие в играх внутриигровых транзакций – в бесплатных и платных играх. Игрока затягивает, и он получает стимул тратить деньги на внутриигровые вещи.
Савельев продемонстрировал киберспортивную статистику.
Отмечается, что сейчас как раз подросла смена, которая интересуется играми и готова платить за них, заключать пари на деньги. Это означает, что рынок дозрел. Что доказывается статистикой «Yandex.Деньги», который приводит среднюю сумму чека по микротранзакциям: ~600 рублей.
Спикер приводит схему, которая объясняет, из чего состоит виртуальный спорт. Он «един в трех лицах»: видеоигры – турниры – трансляции.
Эксперт также выделяет три источника Big Money: стримеров, команды и турниры, а также подробно рассказывает про существующие преимущества и подводные камни заключения контрактов в этих сферах.
- Стримеры чаще всего не оправдывают инвестиций и хотят много денег. Но зато с помощью стрима можно прорекламировать продукт, в том числе в реальном времени, что важно.
- Спонсорство команд с точки зрения перформанса невыгодно. Слабое медиа и слабые ассоциативные параллели с рекламируемым брендом. При этом это хорошая имиджевая фича и дает возможность ее креативно использовать в рекламных кампаниях.
- Турниры. Турниры сейчас рассматриваются как самое перспективное направление. Они удобны как рекламные площадки для продуктов (зрители с большей вероятностью кликнут рекламный баннер). Кроме того, спонсоры турнира не зацикливаются на одной команде, а фактически взаимодействуют со всем организациями.
Схема с прибылью букмекерской конторы от киберспорта наглядно показывает, насколько быстро растет доля кибербеттинга в общем количестве ставок (3,9% в январе против 13% в октябре).
Конечно же, эти цифры были достигнуты не одной лишь инерцией рынка, но кропотливой работой с соответствующей сферой: спонсорство, анализ рынка, создание запоминающегося образа). Но, как видно, эта работа окупается и приводит к реальным результатам.
Читайте также: Как оформляется реклама ставок на спорт
Также Савельев отметил, что многие российские букмекеры еще не разобрались в рынке и заходят на него несколько бездумно – рандомно покупают залетную команду, не понимают, как ее использовать.
Про доминирующие дисциплины в РФ спикер отметил, что традиционно это тактический FPS Counter-Strike и стратегическая MOBA Dota 2. Обе игры имеют огромную историю в России и СНГ, обласканы любовью зрителей и представляют собой «сложные» соревнования, за которыми фанатам интересно наблюдать и хочется на них заключать пари. Тем более что обе игры имеют сильных игроков из России, Украины, Беларуси – за которых охотно болеет отечественная аудитория. Недавними событиями стали победы российской команды Team Spirit c СНГ-шным составом на турнире Dota 2 на крупнейшем кибермероприятии The International 10 и команды Natus Vincere на соревновании по CS:GO.
Другие игры приживаются хуже: из-за меньшей аудитории, более простого геймплея и меньшей зрелищности. Тот же FIFA популярен у игроков, в том числе и в России, но, чтобы наблюдать за такой игрой, нужно быть настоящим любителем этого дела. Плюс некоторые издатели против вмешательства букмекеров, что усложняет работу с дисциплиной.
В целом Артем Савельев отметил, что если год назад БК, которые занимались бы киберспортом, серьезно можно было пересчитать по пальцам, то сейчас появляется множество новых игроков из топовых позиций российского рынка.
А тем временем игорный бизнес в Беларуси становится обратно на ноги и постепенно возвращает ранее завоеванные позиции после прошлогоднего падения.
Читайте также: Какие существуют сайты со ставками на киберспорт
Читайте также: Выйдет ли продолжение классики StarCraft 3